Единый стандарт качества преподавания курса «НЛП-Практик»
Общие положения
Единый стандарт качества преподавания НЛП базируется на рекомендациях основателей и ведущих тренеров НЛП мирового уровня, тридцатилетнем мировом опыте преподавания НЛП, пятнадцатилетнем методическом опыте «Центра НЛП в Образовании», стандартах INLPTA.
Единый стандарт качества преподавания НЛП поддерживается тремя крупнейшими центрами НЛП в России: «Центром НЛП в Образовании» под руководством Андрея Плигина, Институтом NLP-DHE и НЛП-Факультетом.
Единый стандарт качества преподавания НЛП является стандартом обучения, включающим в себя рекомендуемые процедуры обучения и сертификации, требования к содержанию курсов, квалификационные стандарты тренеров, проводящих обучение на курсах НЛП, методические материалы, соотнесенные с первоисточниками.
Курс «НЛП-Практик»
Рекомендуемые процедуры обучения:
Продолжительность курса «НЛП-Практик» составляет не менее 140 астрономических часов (исключая время перерыва более 30 минут) теории, демонстраций и тренинга под супервизией.
Курс «НЛП-Практик» может быть реализован в форме интенсивного курса или модульного курса, включающего в себя несколько модулей (ступеней, сессий). Минимальное количество астрономических часов в одном учебном дне — не менее 4.
Тренинговая часть курса должна составлять не менее половины указанных часов. Баланс в оставшихся часах между теорией и демонстрацией выбирается тренером курса.
При группе более 20 человек наличие ассистентов как минимум уровня НЛП-практик становится обязательным.
Курс должен быть обеспечен методическими материалами, включающими в себя определения и описания принципов, паттернов, техник и упражнений НЛП по содержанию курса «НЛП-Практик».
Требования к содержанию курса:
Базовые пресуппозиции (аксиомы, допущения) НЛП:
- Карта не равна Карте и Карта не равна Территории.
- Скорость изменений определяется картой человека.
- Нет поражений — есть обратная связь.
- Если у вас не получается, сделайте что-нибудь другое.
- В основе любого поведения лежит позитивное намерение, для любого поведения существует контекст, в котором оно полезно.
- Смысл коммуникации — в реакции на нее.
- Все ресурсы, нужные людям для изменений, у них уже есть.
- Чтобы описать систему, необходимо выйти за ее пределы.
- Сознание и тело — части одной системы.
- Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.
Общетеоретическая часть:
- История НЛП.
- Этика и экология.
- Новейшие исследования в областях разума и физиологии.
- Трансформационная грамматика.
Навыки:
- Калибровки (физиологических маркеров, предикатов, ЛУ, позиций восприятия, речевых паттернов времени, условий ХСР, метамодельных паттернов).
- Подстройки и ведения на разных уровнях (вербальном и невербальном) по сенсорным предикатам, по ключам глазного доступа, по логическим уровням, по речевым паттернам времени, по позициям восприятия.
- Спецификации цели.
- Выявления временной линии.
- Полисенсорного представления информации.
- Вызова и поддержания собственных ресурсных состояний.
- Перевода из рамки проблемы в рамку решения.
- Выбора техники под заявленный симптом.
- Ассоциации и диссоциации.
- Укрупнения, разукрупнения и перемещения по аналогии.
- Якорения (в разных модальностях).
- Позиционных переходов.
- Вербального рефрейминга (смысла и контекста).
- Разбивки состояния.
- Обратного хода и технологического анализа своей работы.
- Выявления вторичных выгод.
Форматы и методы работы:
- Сбор информации и формулирования целей.
- Описание состояний с помощью внешних показателей.
- Субмодальности.
- Работа с субличностями.
- Экологическая проверка.
- Проверка эффективности своей работы.
- Обратная связь высокого качества.
Модели (учитывая их применение в различных контекстах):
Т.О.Т.Е.S.C.O.R.E.Логические Уровни.Метамодель (Милтон-модель).3-х позиционное описание.
Техники (знание каждого шага с обоснованием):
- Решение коммуникативной ситуации с помощью 3-х позиционного описания.
- Интеграция якорей.
- Интеграция Логических Уровней.
- Изменение личностной истории.
- 6-ти шаговый рефрейминг.
- Визуально-кинестетическая диссоциация.
- Паттерн взмаха.
- Визуальное сдавливание.
- Быстрое лечение фобий.
- S.C.O.R.E. на линии времени.
- Стратегия творчества Уолта Диснея.
Поощряется расширение курса «НЛП-Практик» за счет углубленного изучения тем и привлечения форматов, методов и моделей НЛП (системного НЛП, гипнотических практик, работы с изоморфными и гомоморфными метафорами, моделирования стратегий, практик и форматов Нового Кода, NHR и DHE). Расширение курса по содержанию должно подтверждаться и мотивироваться расширением курса по продолжительности.
Критерии и процедуры сертификации:
Под фундаментальными способностями НЛП-практика, оцениваемыми в ходе сертификационного экзамена, мы будем понимать такие способности, как:
- установление раппорта (подстройка и ведение на разных уровнях);
- ясность восприятия (калибровка, описание состояний с помощью внешних показателей, сенсорная обратная связь);
- ясность получаемого результата (ориентация на рамку решения, сбор информации и формулирование целей);
- системность мышления (многоуровневая диагностика, выбор техники под заявленный симптом);
- конгруэнтность в коммуникации (поведенческие подтверждения пресуппозиций НЛП, вызов и поддержание собственных ресурсных состояний);
- гибкость (переходы с формата на формат, переходы из модели в модель, вербальные рефрейминги, Милтон-модель);
- способность последовательно ориентироваться на ресурсы (знание шагов техник с обоснованием);
- соблюдение экологии (выявление вторичных выгод и их удовлетворение, позиционные переходы, проверка результата через эффекты);
- осознанная компетентность (обратный ход и технологический анализ своей работы, обратная связь высокого качества).
Оценка осуществляется в форме письменного теста и поведенческой проверки. Желательно ознакомление студентов с процедурой сертификации до экзамена. Письменный тест раскрывает степень усвоения и интеграции следующего содержания: пресуппозиции, определение результата, раппорт, якорение, репрезентативные системы, Метамодель (Милтон-модель), временная линия, субмодальности, шаги техник, экология. Выбор содержания и формы письменного экзамена производится тренером НЛП и приспосабливается к соответствующему опыту участников.
Поведенческая оценка дает возможность участникам конгруэнтно показать поведенческий уровень интеграции пресуппозиций, продемонстрировать избранные техники, в особенности идентификацию проблем, идентификацию результата, раппорт, восприятие, гибкость, сенсорную обратную связь. Выбор содержания и формы письменного экзамена производится тренером НЛП и приспосабливается к соответствующему опыту участников.
Сертификация НЛП-практиков требует привлечения в качестве ассистентов специалистов как минимум уровня НЛП-мастер.
Квалификационные стандарты тренеров:
Тренер, проводящий курс «НЛП-Практик» Единого стандарта качества преподавания НЛП и сертифицирующий НЛП-практиков, должен удовлетворять следующим необходимым квалификационным стандартам:
- обладать квалификацией «Тренер курса “НЛП-Практик”» Единой Тренерской Программы;
- пройти стажировку в образовательном центре НЛП, поддерживающем Единый стандарт качества преподавания НЛП, и/или
- быть заявленным в супервизионной программе Единой Тренерской Программы.
Обладание квалификацией “Тренер курса “НЛП-Практик” Единой Тренерской Программы предполагает последовательное прохождение курсов «НЛП-Практик» и «НЛП-Мастер», курсов «Тренер специализированных программ НЛП» и «Тренер курса “НЛП-Практик” Единой Тренерской Программы с сертификацией.
Желателен опыт тренера в качестве ассистента на всех упомянутых программах: «НЛП-Практик», «НЛП-Мастер», «Тренер специализированных программ НЛП» и «Тренер курса “НЛП-Практик”».
Необходима супервизия тренера со стороны тренера НЛП международной категории с обязательным периодическим подтверждением своей тренерской квалификации.